Орнитологическое направление в ДЭБЦ существует с 1991 года. В настоящее время мной реализуются 2 программы орнитологического направления: «Орнитология» и «Объединение НОУ по орнитологии». Обучение, по которым позволяет охватить детей разного возраста и различных образовательных потребностей, в соответствии с 3-х уровневой моделью образовательного маршрута выпускника Центра. (Стартовый, базовый и продвинутый уровни)
Программа «Орнитология» (охватывает первый и второй уровень образовательного маршрута) предназначена для обучающихся младшего школьного возраста, реализуется в течение 3-х лет обучения.
Первый год - ознакомительный, дает основы орнитологических знаний: ребята знакомятся с птицами «живого уголка» центра, внешним строением, местами обитания птиц в городе и пригородном лесу, их кормовой базой. Занятия периодически проводятся на природе, где особое внимание уделяется развитию наблюдательности при встрече с пернатыми.
Второй год – углубление знаний. Здесь дети подробно изучают орнитофауну Томской области, биологию птиц, знакомятся с певчими птицами «живого уголка» и леса, учатся различать голоса птиц. От просто наблюдений переходим к освоению методики проведения наблюдений за птицами, совместно участвуем в общественно полезной деятельности по охране и привлечению птиц: ежегодно участвуем в региональном комплексном мероприятии «День птиц», проводимых в рамках Международного Дня птиц, разрабатываем эколого-социальные проекты, проводим большую практическую работу по зимней подкормке птиц. На этом этапе формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умение определять птиц по голосам, следам жизнедеятельности в природе, проводить и оформить результаты наблюдения .
К третьему году обучения, ребята уже обладают достаточными знаниями в области определения птиц. Освоение нового материала по влиянию сезонных изменений в природе на жизнь птиц, осуществляется посредством проведения индивидуальных и коллективных учебно-исследовательских работ и проектов, темы которых связаны с использованием маршрутных методов исследования орнитофауны.
По завершению программы, ребята, по - своему желанию могут перейти к углубленному изучению орнитологии по программе 3-го уровня - «Объединение НОУ по орнитологии». Программа входит в перечень программ Научного общества учащихся Центра, рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста. Подросткам дается возможность раскрыть в себе склонность к научному творчеству, самостоятельно мыслить и добывать знания, что имеет немаловажное значение в современном информационном обществе.
Структура программы содержит 2 образовательных блока: учебный и исследовательский
Учебный блок 1 года обучения. Цель заложить базисные знания научно-исследовательской деятельности, т.е. дать основные понятия о науке и научной методологии, познакомить с видами исследовательской деятельности, основами орнитологии, фенологии и фаунистики, выработать навык работы в коллективе. Исследовательский блок– знакомство с этапами проведения исследовательской работы, сбор информации по исследуемой теме, выполнение коллективного реферата, а так же участие в экологических, природоохранных мероприятиях.
2-й год обучения предусматривает дальнейшее углубление учебных знаний в области организации и проведения НИР, а также изучение вопросов экологической и профессионально ориентационной тематики. Обучающиеся участвуют в практической части - собственных исследованиях, проводимых в природе, во время летней экологической экспедиции, летней полевой практики, предусмотренных исследовательской работой. Итогом будет являться выполнение практической части исследовательской работы, оформление результатов.
Учащиеся 3-го года обучения, обладают достаточным уровнем знаний по организации и проведению исследовательских работ; участвуют во всех этапах исследовательской работы, в том числе в практической части работы, конечным результатом которой, являются выводы и практические рекомендации по улучшению или решению исследуемой проблемы, повышающие практическую значимость работы.
Дети, окончившие 3 летний курс обучения по данной дополнительной общеобразовательной программе в дальнейшем, могут продолжать своё обучение; выполнять индивидуальные исследовательские работы, а так же выступать в роли инструкторов при выполнении исследовательских работ, требующих большой объём практических знаний.
За годы реализации программы были изучены многие интересные и актуальные темы : например исследовательская работа 2016года, «Фламинго - залётные птицы на территории Томской области».Данную работу мы представили на региональной научно- практической конференции «Исследовательская деятельность обучающихся в решении экологических проблем» в Томске в ноябре 2016года, на базе БИ НИ ТГУ. Мы изучили явление залётов фламинго на территорию нашей области, узнали порядок действий во время возникновения ситуации изъятия краснокнижных птиц из дикой природы, а так же, нашли для фламинго место для проживания, Барнаульский зоопарк.
Исследовательская работа «Водоплавающие птицы Колпашевского района предусматривала участие в народном учёте водоплавающих птиц по методике, разработанной учёными Томского госуниверситета. Результаты работы были направлены кафедру зоологии позвоночных и экологии БИ НИ ТГУ.
Данные работы в 2016 год на Региональном этапе всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды получили дипломы 2 и 3 степени. На 2 Международном конкурсе научно- исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» работа « Водоплавающие птицы Колпашевского района» получила Диплом победителя за 3 место.
Частью образовательного процесса является воспитание. Вся воспитательная работа в нашем учреждении строится через эколого – социальное проектирование.
Ежегодно направлением «Орнитология» разрабатываются эколого-социальные проекты. Темы проектов берутся «из жизни», по результатам наблюдений за птицами в природе; выполняются в течение нескольких лет.
Эколого - социальный проект «Наши пернатые друзья» реализуется в течение четырех лет (с 2013 по 2017 годы) основным направлением реализации проекта является деятельность по охране птиц, живущих рядом с человеком. Проект включает себя ряд подпроектов реализуемых в рамках одного учебного года и построен по принципу «от простого к сложному», от обычных наблюдений обучающихся за птицами на кормушках до исследовательской деятельности.
Обучение по программам орнитологической направленности позволяет детям оставаться неравнодушными к природе родного края, раз и навсегда увлечься миром птиц и влияет на формирование приоритетов в выборе будущей профессии.
|