Суббота, 04.05.2024, 02:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Дубининой Марины Васильевны

Главная » 2017 » Май » 2 » ДокладОбразовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программеОорнитологического направления в системе непрерывного экол
15:21
ДокладОбразовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программеОорнитологического направления в системе непрерывного экол

Орнитологическое направление в ДЭБЦ существует с 1991 года.  В настоящее время мной реализуются 2 программы орнитологического направления: «Орнитология» и «Объединение НОУ по орнитологии». Обучение, по которым позволяет охватить детей разного возраста и различных образовательных потребностей, в соответствии с 3-х уровневой моделью образовательного маршрута выпускника Центра. (Стартовый, базовый и продвинутый уровни)

Программа «Орнитология» (охватывает первый и второй уровень образовательного маршрута) предназначена для обучающихся младшего школьного возраста, реализуется в течение  3-х лет обучения.

Первый год - ознакомительный, дает основы орнитологических знаний: ребята знакомятся с птицами «живого уголка» центра, внешним строением, местами обитания птиц в городе и пригородном лесу, их кормовой базой. Занятия периодически проводятся на природе, где особое внимание уделяется  развитию наблюдательности при встрече с пернатыми.

Второй год – углубление знаний. Здесь дети подробно изучают орнитофауну Томской области, биологию птиц, знакомятся с певчими птицами «живого уголка» и леса, учатся различать голоса птиц. От просто наблюдений переходим к  освоению методики проведения наблюдений за птицами, совместно участвуем в общественно полезной  деятельности по охране и привлечению птиц: ежегодно участвуем в региональном комплексном  мероприятии «День птиц», проводимых в рамках Международного Дня птиц,  разрабатываем эколого-социальные проекты, проводим большую  практическую работу по зимней подкормке птиц. На этом этапе формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умение определять птиц по голосам, следам  жизнедеятельности в природе, проводить и оформить результаты наблюдения .

К третьему году обучения, ребята уже обладают достаточными знаниями в области определения птиц.  Освоение нового материала по влиянию сезонных изменений в природе на жизнь птиц, осуществляется  посредством проведения индивидуальных и коллективных учебно-исследовательских работ и проектов, темы которых связаны с использованием маршрутных методов  исследования орнитофауны.

По завершению программы,  ребята, по - своему желанию могут перейти к углубленному изучению орнитологии по программе 3-го уровня -    «Объединение НОУ по орнитологии». Программа входит в перечень программ Научного общества учащихся Центра, рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста. Подросткам дается возможность раскрыть в себе склонность к научному творчеству, самостоятельно мыслить и добывать знания, что имеет немаловажное значение в современном информационном обществе.

 Структура программы содержит   2 образовательных блока: учебный  и исследовательский

Учебный блок 1 года обучения. Цель заложить базисные знания научно-исследовательской деятельности, т.е. дать основные понятия о науке  и научной методологии, познакомить с видами исследовательской деятельности, основами орнитологии, фенологии и фаунистики, выработать навык работы в коллективе. Исследовательский блок– знакомство с этапами  проведения исследовательской  работы, сбор информации по исследуемой теме, выполнение  коллективного реферата, а так же участие в экологических, природоохранных мероприятиях.

2-й год обучения предусматривает дальнейшее углубление учебных знаний в области организации и проведения  НИР, а также изучение вопросов экологической и  профессионально ориентационной тематики. Обучающиеся  участвуют в практической части - собственных исследованиях, проводимых в природе, во время летней экологической экспедиции, летней полевой практики, предусмотренных исследовательской работой. Итогом  будет являться выполнение практической части исследовательской работы, оформление результатов.

 Учащиеся 3-го года обучения, обладают достаточным уровнем знаний по организации и проведению исследовательских работ; участвуют  во всех этапах исследовательской работы, в   том   числе в   практической части    работы, конечным       результатом    которой,     являются         выводы  и          практические   рекомендации по улучшению или решению исследуемой проблемы, повышающие практическую значимость работы.                                                                                           

Дети, окончившие 3 летний курс обучения по данной дополнительной общеобразовательной программе в дальнейшем,  могут продолжать своё обучение; выполнять  индивидуальные исследовательские работы,  а так же выступать в роли инструкторов при выполнении исследовательских работ, требующих большой объём практических знаний.

За годы реализации программы  были изучены многие интересные и актуальные темы : например исследовательская работа 2016года, «Фламинго - залётные птицы на территории Томской области».Данную работу  мы представили на региональной научно- практической конференции  «Исследовательская деятельность обучающихся в решении экологических проблем» в Томске в ноябре 2016года, на базе БИ НИ ТГУ. Мы изучили  явление залётов   фламинго на территорию нашей области, узнали порядок действий во время  возникновения ситуации изъятия краснокнижных  птиц из дикой природы, а так же, нашли  для  фламинго место для проживания, Барнаульский зоопарк.

Исследовательская работа «Водоплавающие птицы Колпашевского района предусматривала  участие в народном учёте водоплавающих птиц по методике, разработанной  учёными Томского госуниверситета. Результаты работы были направлены кафедру зоологии позвоночных и экологии БИ НИ ТГУ.

Данные работы в 2016 год на  Региональном этапе всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды  получили дипломы  2 и 3 степени. На 2 Международном конкурсе научно- исследовательских  и творческих работ учащихся «Старт в науке» работа « Водоплавающие птицы Колпашевского района» получила Диплом  победителя  за 3 место.

Частью образовательного процесса является воспитание. Вся воспитательная работа в нашем учреждении строится через эколого – социальное проектирование.

Ежегодно направлением «Орнитология» разрабатываются  эколого-социальные проекты. Темы проектов  берутся  «из жизни», по результатам наблюдений за птицами в природе; выполняются в течение нескольких лет.

Эколого   -  социальный проект  «Наши пернатые друзья» реализуется в течение четырех  лет (с 2013 по 2017 годы) основным направлением реализации проекта является  деятельность по охране  птиц, живущих  рядом с человеком. Проект включает себя ряд подпроектов реализуемых в рамках одного учебного года и построен   по принципу  «от  простого к сложному», от обычных наблюдений обучающихся за птицами на кормушках до исследовательской деятельности.

Обучение по программам орнитологической направленности позволяет детям оставаться неравнодушными к  природе родного края, раз и навсегда увлечься миром птиц и влияет на  формирование приоритетов в выборе будущей профессии.

Просмотров: 92 | Добавил: dubininamarina62 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0