Понедельник, 06.05.2024, 09:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Дубининой Марины Васильевны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои разработки

Весенний день птиц

В 2017 году такой птицей выбрана лесная синичка - буроголовая гаичка или пухляк. Именно пухляк в 2017 году, стал символом природоохранной работы; по нему проводятся специальные исследования, идет сбор данных о ее численности и распространении, люди помогают решать ее проблемы.

Почему был выбран именно пухляк?

(Информация, на фоне слайдов и видео: пение и строительство гнезда)

Больше двух третей России на ней – это леса, и зима на этой территории – со снегом, морозами – продолжается от четырех месяцев до полугода.

Разных птиц в российских лесах много. Но большая часть из них – перелетные. Пеночки, дрозды, мухоловки, коньки, славки и другие – все они проводят зиму в теплых краях: в тропиках Африки, Индии, Юго-Восточной Азии, в Средиземноморье. Птиц, зимующих в лесах России, совсем немного.

И буроголовая гаичка – самая многочисленная из них. Это подтверждено многолетними учетами зимующих птиц, проводящимися на территории России

(Видео.) Эта мелкая птичка - настоящий герой! Зимой пухляки, в отличие от своих ближайших лесных соседей, больших синиц, поползней и дятлов, не слетаются кормушкам в населенные пункты. Они круглый год остаются в лесах, даже зимой

Питаться: различными насекомыми, пауками, но в холодное время года охотно едят и семена. Но особенно любят семена ели: Пухляки не только наедаются вдоволь, но и запасают семена – прячут их в разные укромные места на стволах и ветках. Они могут запасать и другой корм, когда его много, в том числе и насекомых. В морозные, голодные дни эти запасы помогают пухлякам выжить.

Наша неприметная лесная синичка – пухляк, настоящий сибиряк. В морозные зимние ночи они прячутся в дупла, в пустоты под корнями, нижними засыпанными ветками деревьев, под снежные шапки на ветвях. Забираются под снег, ведь там теплее.

И ещё одна геройская особенность пухляка - он умеет с троить гнёзда; находит гнилое дерево и сам выдалбливает гнилую древесину, делает дупло для своего гнезда.(Видео)

В Сибирских лесах встречаются 5 видов синиц:…и все они очень полезны, потому что питаются насекомыми даже зимой!

Обычно, когда речь идет о «птице года», то встает вопрос – что мы можем для этого вида сделать? Основное, что может помочь лесным синичкам это охрана места их обитания – взрослых хвойных и смешанных, таежных лесов – от уничтожения, от вырубок и пожаров.

Чтобы узнать о жизни буроголовой гаички ещё больше, предлагаю принять участие в игре. За участие в игре начисляются баллы. В конце игры определим команду победителя

 

 

2. Игровая программа

« Буроголовая гаичка - птица 2017 года»

Всем командам участникам будут вручены путевые листы. Путешествуя по станциям вы будете выполнять задания и набирать баллы. В конце игры определим команду победителя.

Путешествие по станциям

Станция

Гаичка сказала бы людям спасибо…

Ведущий: буроголовые гаички не улетают на юг. Они круглый год обитают в лесах – разыскивают спрятавшихся на зиму насекомых и пауков, семена, используют запасы корма, которые заготовили летом и осенью.

Лес - это родной дом этих птиц! Как помочь этой лесной синичке? как правильно себя вести в лесу, чтобы не навредить природе? Разберем проблемные ситуации.

Задание: прочитать ситуацию, выразить отношение к представленной проблеме от имени гаички. Обосновать своё мнение.

За каждый правильный ответ - 1 балл (максимально 3 балла)

 

Первая ситуация: (стихотворение «Мастер»)

Дуплянка с небольшим летком

– Для гаичек удобный дом.

Осталось только смастерить.

И возле школы разместить.

(Оснащение: дуплянка для пухляка)

 

Ответ: гаичка не скажет «спасибо», так как она птица – лесная, возле школы в городе ее не встретишь. Но другие птицы возле школы будут рады этому домику, правда, надо учитывать фактор беспокойства (возле школы всегда много людей).

 

Вторая ситуация: (стихотворение «Засохшая береза»)

Кора, как футляр,

древесина – трухлява.

Засохла береза,

но твердо стояла.

В начале июня мы в лес поспешили.

И, беззаботные, сразу решили

Засохшее дерево просто толкнуть.

Что толку стоять? Ему жизнь не вернуть.

Толкали, ломали, стучали, кричали…

В итоге – пенек. Мы сильны – доказали!

(Оснащение: рисунок «Засохшая береза»)

 

Ответ: гаичка не скажет «спасибо», так как в этой березе она смогла бы сделать дупло и свить гнездо

 

Третья ситуация (стихотворение «После пикника»)

После пикника в лесу,

Мусор в кучу соберу.

Хворост сверху набросаю,

Хорошо я поступаю!

Всё осталось лишь поджечь,

Чтобы чистый лес сберечь.

Прогорит – всё затушить,

Поступок добрый совершить!

(Оснащение: мусор (в том числе и пластиковая бутылка) в кучке сверху ветки и бумага.)

 

Ответ: гаичка не скажет «спасибо», так как может возникнуть лесной пожар. Да и еще при горении пластикового мусора выделяются очень опасные вещества – диоксиды.

2 станция

Соседи пухляка

Ведущий: зима – трудное время для всех птиц; чтобы выжить мелкие птицы объединяются в стаи. Пухляки – завсегдатаи зимних синичьих стай хвойных и смешанных лесов. Впрочем, синичья стайка – название не совсем точное; кроме синиц в неё входят и другие птицы. Птицы, перепархивая в кронах деревьев, постоянно попискивают, поддерживая, таким образом, связь друг с другом. Что-то вроде: «Вы здесь? – Я тут! Как дела? – Все в порядке!»

 

Задание: с помощью бинокля определите гаичку и остальных птиц - соседей птичьей стаи по силуэтам. Ответ занесите в таблицу (Приложение 1).

За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов).

(Оснащение: бинокли -2 шт.; уменьшенные иллюстрации птиц под номерами: московка, желтоголовые корольки, поползень, малый пестрый дятел, большая синица, белая лазоревка)

 

Ответ: №1московка, №2 желтоголовый королёк, №3 поползень, №4 пестрый дятел, №5 большая синица, №6 белая лазоревка.

Станция

Угадай мелодию

Ведущий: Весна - время птичьих песен. Птицы поют громко и разнообразно, у каждой птицы своя песня!

 

Задание: прослушайте звуковой отрывок песни птицы. Определите по звучанию, пение какой птицы вы слышите, найдите и покажите эту птицу в экспозиции музея.

За каждый правильный ответ – 1 балл

(Оснащение: компьютер с колонками; звуковые отрывки пения птиц:

1. глухаря,2. свиристеля, 3.снегиря, 4.иволги, 5. желны, 6.большой синицы)

Станция: Мозаика

Ведущий: Буроголовая гаичка – самая многочисленная птица России, это подтверждено учетами зимующих птиц, которые проводятся на территории России в течение многих лет. Ближайшей родственницей и соседкой гаички в лесу является всем известная птица, большая синица! Что мы знаем об этих синицах можно проверить в игре «Мозаика».

Правила игры (объясняет ведущий)

Ведущий: Перед вами разложены разрезанные изображения двух птиц (белой, пронумерованной стороной к игроку): буроголовой гаички и большой синицы. Я буду называть номер фрагмента, и читать информацию. Если эта информация относится к буроголовой гаичке, то вы должны отложить фрагмент к табличке «Буроголовая гаичка», не переворачивая его. Если информация относится к большой синице, то к табличке «Большая синица».

Когда все фрагменты распределены, вы должны их перевернуть, и собрать из мозаики птиц.

Таким образом, вы сможете себя проверить: если информация отобрана правильно для каждой птицы, то мозаика собирается полностью и правильно. Если будут ошибки, проанализируйте их, в чём вы ошиблись.

( Оснащение: Таблички с названиями птиц - пухляк и большая синица. Приложение 3. Разрезанные изображения (пазлы) птиц. Приложение 4 . Каждый фрагмент пронумерован и соответствует порядковому номеру предложения с информацией о птице.)

Информация к игре «Мозаика».

№1. Небольшая птица. Длина тела 13-14 см. спина светло-серая. Матово-черное оперение темени. Грязно-белая нижняя сторона тела (буроголовая гаичка).

№2. Небольшая птица. Длина тела 14 см., спина зелёная. Голова чёрная, с большими белыми пятнами на щеках. Низ туловища жёлтый (большая синица)

  • 3. Обитатель хвойных, смешанных и лиственных лесов, иногда живёт в населенных пунктах. (Большая синица).

№4. Живёт только хвойные и смешанные леса (буроголовая гаичка).

№5. Гнездо размещает в старых дятловых дуплах, в естественных пустотах в стволах, гнездо состоит из шерсти животных, перьев и мха. (Большая синица)

№6. Гнездится в дуплах, которые выдалбливает и выщипывает самостоятельно в высоких пнях, в трухлявой древесине. Гнездо состоит из веточек, мха и лишайников, много шерсти животных (буроголовая гаичка).

№7. Места зимовок совпадают с местами гнездования. Зиму проводят смешанными стайками (буроголовая гаичка).

№8. Немногие птицы остаются на зиму в лесах, с наступлением холодов переселяются поближе к жилищу человека. (Большая синица)

№9. Летом питаются исключительно насекомыми, собирая их с деревьев. В сентябре-октябре перебираются в населённые пункты, поближе к кормушкам (большая синица).

№10. Питаются различными насекомыми, пауками, в холодное время года охотно едят и семена ели. С осени эти птицы делают запасы : насекомых и семена хвойных деревьев. ( Буроголовая гаичка)

За правильное, полное, выполнение задания вручается 1 балл

Станция:

Буроголовая гаичка и законы экологии

Ведущий: гаичка живет в лесном биоценозе. Её окружением являются насекомые, птицы, млекопитающие, растения и др. Давайте определим, как взаимодействует с ними гаичка.

 

Задание 1: в природе существует закон «Всё связано со всем». Объясните, как связаны природные объекты между собой в природе: ель, буроголовая гаичка, мыши, сова. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: ель – гаичка – мышь – сова. Буроголовая гаичка во время кормёжки, добывая из шишек еловые семена теряет их, семена подбирают мыши, на мышей охотится сова.

(Оснащение: еловая ветка, буроголовая гаичка (иллюстрация), мыши и сова( из экспозиции музея), листы бумаги и карандаши)

 

Задание 2: В природе есть еще один закон «Всё должно куда то деваться». Рассмотрите представленные объекты, объясните их происхождение. Предположите, куда девается в лесу скорлупа от яиц, перья, скелет, остатки жизнедеятельности птиц?

Ответ: всё это усваивается мышевидными грызунами, дождевыми червями, ежами, сороками.

(Оснащение: скорлупа от яиц, перья, скелет птицы)

 

Задание 3: И еще один закон «Природа помогает».

Определите, к какому дереву относятся представленные образцы, предположите, какое из этих деревьев любит гаичка. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: кора осины, сосны, березы. Из представленных образцов гаичка выберет кору березы, т.к. окраска коры березы и окраска оперенья гаички одинаковая.

(Оснащение: кусок коры, осины, сосны и берёзы, иллюстрация гаички – силуэт)

За каждое правильно выполненное задание - 1 балл (максимально 3 балла)

6 Станция

Друзья и враги гаички

Ведущий: Наша неприметная лесная синичка – пухляк, необычная птица; она приспособилась к жизни в лесу в тяжёлых сибирских условиях. Делает запасы корма на зиму, прячется от мороза под корнями деревьев и в снегу, а весной сама себе строит квартиры. Она - настоящий герой! В лесу у пухляка есть друзья и враги.

Задание: в экспозиции музея, и из иллюстраций найдите друзей и врагов гаички.

Ответы поместите в таблицу Приложение 2. Объясните свой выбор.

Ответы:

Друзья пухляка: большая синица, дятел (только зимой) , поползень, пищуха, лазоревка, московка - они летают вместе с пухляком в зимних стаях. Снегирь, глухари, тетерева, зяблик, урагус - соседи по лесу.

Враги пухляка: дятел, белка, горностай, ласка соболь, сойка, кукша, ворона, серая ворона, сорока - могут разорить гнездо пухляка. Совы, коршун, ястреб– подкараулить, поймать и съесть пухляка.

За каждый верный ответ команда получает 1 балл

(Оснащение Чучела и иллюстрации: большая синица, дятел, пищуха, поползень, лазоревка, московка, снегирь, глухари, тетерева, зяблик белка, горностай, ласка соболь, сойка, кукша, ворон, серая ворона сова, коршун, ястреб, сорока.)

3.Птичьи квартиры».

Практикум-презентация

Ведущий:

Речь пойдёт, о птицах, которые вьют гнёзда в дуплах, все они могут остаться в городе, вывести потомство и радовать нас своим пением, если мы об этом позаботимся.

( Выступление обучающихся – инструкторов)

Инструктор 1: Существует множество различных вариантов искусственных гнездовий для птиц. Мы не будем детально описывать каждое из гнездовий, остановимся лишь на некоторых общих принципах их изготовления.(демонстрирует домики для птиц)

1.Познакомимся с гнездовыми домиками, сделанные из досок. Для каждого вида птиц гнездовье должно иметь определенные размеры.

  • Большие домики- скворечники - для скворцов, галок. Высота домика 40см. Диаметр летка 4,5-5 см. (Показ скворечника)
  • Средние домики - синичники - для синиц, поползней, трясогузок. Высота домика 30см.,леток 3,5см-4см.
  • Мелкие гнездовые домики для мухоловок и горихвосток леток 2,5-3см., высота домика20см.
  1. Внутренняя часть досок не простругивается, чтобы птицы могли цепляться коготками за шероховатости стенки при выходе из гнездовья
  2. Пред летком присада для птиц не прибивается, хозяева гнезда прекрасно обходятся без неё, а вот хищникам она помогает разорить гнездо.

Крыша домика должна быть съёмной, для чистки гнезда от гнездового мусора. Закреплять крышу нужно при помощи проволоки, так, чтобы хищники не разорили гнездо.( показ домиков)

Инструктор 2:

Больше всего любят заселять не дощатые домики, а дуплянки так похожие на природные квартиры птиц. Чем хороша дуплянка? Она очень удобна для птиц. Изготавливать её немного сложнее, чем домик из досок, но служат дуплянки намного дольше, в среднем, около 10 лет.

Оснащение дуплянки (рассматриваем дуплянку)

  • Внутренние стенки домика для птиц должны быть шероховаты.
  • Крышка в домике должна быть обязательно съёмной — гнездовье надо осматривать, удаляя из него прошлогоднюю подстилку и мусор. Лучшее время для развески домиков для птиц - осень: к весне гнездовье потемнеет, станет частью дерева. Желательно укрыть Гнездовья в кроне дерева, но ветки не должны закрывать леток. Не развешивайте много гнездовий в одном месте, вблизи друг друга, иначе большая часть ваших домиков останется не занятой. Рекомендуемая норма — 5 — 10 скворечников, или 6 — 15 синичников на 1 гектар леса или сада. Синичники лучше всего развешивать на расстоянии 50-80 м друг от друга (и никак не ближе 20-30 м).

Инструктор 3:

Сегодня, мы представляем необычные гнездовые домики для птиц.

  • Гнездовой домик для белых трясогузок (показ домика). Приложение 3. Такое гнездовье крепится на стену сарая или здания, высота крепления не менее 3метров от земли.
  • Гнездовой домик ромбический для горихвосток. Но если этот домик поместить на дерево в лесу, то в нём будут жить лесные птицы – пищухи (показ домика). Приложение 4
  • Гнездовой домик для мухоловок можно поместить на здание или в кроне дерева. ( показ домика). Приложение5

4.Подведение итога игры, награждение. Актовый зал

 

 

 

 

 

 

Приложения

Дополнительные задания:

  • Задание:

Внимательно прочитай материал о гаичке и найди в нём 10 ошибок

Своей темной шапочкой на голове выделяется гаичка-пухляк – небольшая желтенькая синица. Пухляком её назвали за то, что она сразу начинает распушать своё оперение, когда жарко. В России птичка обитает в степной зоне. Пухляки гнездятся в дуплах. Основной друг гаички в гнездовой сезон – большой пѐстрый дятел. Внутри дупла пухляк размещает гнёздышко. Материалом для него служат волокна, мелкие щепки, сухие корешки, мох, стебельки, скелеты других животных. В таком гнѐздышке первые дни жизни проводят молодые птенцы. Кормит их самка. Вскармливание продолжается 18-20 недель. Основным питанием для них являются гусеницы бабочек, пауки, яйца других птиц. Гаичка имеет сложный звуковой словарь. Скорость звуковых сигналов, издаваемых птицами, раскрывает картину происходящих событий. Замедление выкриков – нарастание опасности, ускорение – ослабление тревоги.

Ответы: не жѐлтенькая, а серенькая; не когда жарко, а когда холодно; не в степной, а в лесной зоне; дятел не друг, а враг - разоряет гнезда; не скелеты животных, а их шерсть; кормит не самка, а оба родителя поочерѐдно; не недель, а дней; не питаются яйцами других птиц; замедление звуков – сигнал не нарастания опасности, а ослабления; ускорение свиста – сигнал не ослабления тревоги, а нарастания опасности.

 

 

  • «Сочини-ка».

Составьте синквейн , посвящённый птице 2017 года

Порядок написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна

2 строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка – 3 глагола, отражающих действие понятия.

4 строка – короткое предложение – отношение автора.

5 строка – одно слово, через которое автор выражает свои чувства, связанные с данным понятием

 

 

  • Викторина
  1. .Как еще называют гаичку? (пухляк)
  2. Где гнездиться гаичка? (дупло старого дерева)
  3. 3. Как помогает гаичка лесу? (чистит от вредителей)
  4. 4. Чем питается гаичка в летний период? (насекомыми)
  5. 5. Чье дупло может занять гаичка? (дупло дятла)
  6. В каком месяце буроголовая гаичка начинает откладывать яйца? (Апрель).
  7. Как называется передняя часть горла, отмеченная большим черным пятном? (Манишка).
  8. . Чем преимущественно питаются птицы? (Насекомые)
  9. . Образ жизни гаички в течение всего года. (Оседлый).
  10. Пряча семена в укромных местах в течение всего года, гаички делают что? (Запасы).
    • Викторина

1.Столовая» для птиц, которую пухляку приходится посещать зимой. (Кормушка).

2. Лесной зверѐк, гайно и дупло которого буровоголовая гаичка может занимать для обустройства гнезда. (Белка).

3. Природная зона, название которой переводится как «густой непроходимый лес», где легко можно встретить пухляка. (Тайга).

4. Жук, личинками которого гаичка выкармливает птенцов, спасая тем самым деревья. (Пилильщик).

5. Перепончатокрылое полосатое насекомое, входящее в рацион взрослой гаички. (Оса).

6. Внешняя оболочка ствола дерева, щели в которой гаичка использует для хранилища припасов. (Кора).

7. Время года, когда внешний вид пухляка лучше всего соответствует его названию. (Зима)

8. Дерево с мягкой древесиной, в котором пухляк часто выдалбливает дупло. (Береза).

9. Живой организм из гриба и зелѐной водоросли, нередко служащий для пухляка «кладовочкой». (Лишайник).

10. Птица, коллега буровоголовой гаички по созданию «жилого фонда» для других птиц. (Дятел).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Станция «Соседи пухляка»

 

№1

 

 

№2

 

 

№3

 

 

№4

 

 

№5

 

 

№6

 

 

 

Приложение 2

Станция «Друзья и враги пухляка»

Название животного

Друг или враг по отношению к пухляку? Объяснить свой выбор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение3

Гнездовой домик для белых трясогузок

Приложение 4

 

 

Для горихвосток и пищух

 

Приложение5

 

Для горихвосток и мухоловок

 

Категория: Мои разработки | Добавил: dubininamarina62 (09.04.2017) | Автор: Дубинина Марина Васильевна E
Просмотров: 113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0